Юлия Калинина – новое слово в моде будущего

Интервью с победителем конкурса имени Н. Ламановой, дизайнером Юлией Калининой.
Расскажите немного о себе: откуда вы, как пришли к дизайну одежды?

Красиво бы звучало ответить что-нибудь вроде «Я – отовсюду!» или «Я – человек мира». Но мир в моем случае – это постсоветское пространство.

Я родилась в Казахстане, а всю сознательную жизнь прожила на Северном Кавказе. Можно сказать, что я – ребенок войны, потому что в момент переезда моей семьи в этот регион была первая чеченская война. И, соответственно, БТР, комендантские часы, стрельба и прочие военные действия проходили, когда мне было 12-13 лет. Может, оттуда мои смелость и бесстрашие, трудоголизм?!

Естественно, жизнь на Кавказе сформировала мое мировоззрение, а жизнь была очень сложная, иногда голодная. Из-за этого у меня внутри до сих пор есть желание идеального мира, идеальной жизни, идеальной семьи, в которой дети были бы счастливы, у них всегда была еда, мирное небо над головой, как это ни пафосно звучит, и они занимались бы в кружках, секциях, тем, что им интересно. Одним словом, в этой идеальной картинке присутствует все то, чего была лишена я в своем детстве.

Наверное, я пыталась найти отдушину в той сложной жизни, в которой оказалась, и ею стал мамин шкаф. Я его просто обожала! Я создала свой идеальный детский мир, в котором моей лучшей подругой стала швейная машинка «Подольск».Машинка до сих пор стоит у мамы, и я жду, когда она передаст мне ее по наследству, хотя у меня самой сейчас прекрасное швейное оборудование. Но, видимо, машинка «Подольск» – это не просто машинка, это ниточка в мое детство, к той девочке, которая потом выросла и стала Юлией Калининой, выходящей на показы в качестве дизайнера!

С 12 лет я уже знала, что такое портновские ножницы, и журнал «Бурда». В семье не было денег, а выглядеть мне, подростку, хотелось круто и модно, поэтому я перешивала какие-то вещи, жившие в мамином шкафу. Я очень любила не только шить, но и вязать, и многие меня знают по вязаным вещам с рисунками, с которых и началось мое творчество.

Наша семья жила в деревне, в 100 километрах от Грозного: никакого интернета, никаких глянцевых журналов, на дворе начало 2000-х. Доступны только газеты и телевизор с двумя программами. Именно телевизор и стал моим окном в другую жизнь. В ленте новостей я увидела информацию о наборе в училище дизайна, первое в Ставрополье. Образование в училище было платным, но родители поддержали меня, хотя год обучения в училище для них был равен стоимости корма домашнему скоту на зиму!

Я очень хотела учиться на курсе «Дизайн костюма», но денег на этот курс у семьи не было, и я поступила на самый дешевый курс – «Дизайн и графика». И как интересно складывается жизнь – в результате я все равно пришла к дизайну одежды, о котором мечтала половину своей жизни! Сначала был пошив каких-то домашних вещей типа штор, вещей для дочери, потом стала шить себе. И вдруг мои подруги стали просить сшить что-то им.

До сих пор помню свои первые продажи, которые положили начало развитию моего бренда «Юлия Калинина» – это был костюм на вечер встреч выпускников для одной из моих подруг. Потом был свадебный комбинезон с расписанной птичкой на спине. Позже одна из подруг просто заплатила мне деньги за костюм для нее. И это навело меня на мысль, что мои вещи можно продавать! Кто-то из знакомых посоветовал продающую группу на Фейсбуке. Потом уже был Инстаграм, куда я просто выкладывала вещи. И «сарафанное радио» привело к моему аккаунту новых подписчиков. Постепенно, за несколько лет я стала той Юлией Калининой, которую знают как дизайнера, которая создает одежду с росписью на ткани.

Мне было легко создавать вещи, потому что они предназначались для таких же женщин, как я – матерей, которые хотят не просто носить вещи, а выделяться, но в то же время ценят индивидуальность и даже ручной труд. Одним словом, созданием таких вещей я стала притягивать себе подобных!

Если говорить о периоде моего творчества до «Лаборатории моды», то раньше я создавала только женские вещи. А вот коллекция из рекламных баннеров, с которой я выиграла конкурс имени Н. П. Ламановой, на 70% состоит из мужских вещей.

Я уже не тот дизайнер, который когда-то выпускал вещи, расписанные красками. Сейчас моя одежда – это некий эпатаж и вызов. Она впереди времени и впереди текущих модных тенденций. А вот года через два...

Года через два я надеюсь увидеть мои вещи на многих и многих – объемные формы, трикотаж, удобные кроссовки! Сейчас я создаю одежду будущего, это находит отражение и в рекламных постерах моей коллекции: «Люди спустились из будущего на мост. Там, откуда они пришли, нет одежды, кроме скафандров и шлемов. А здесь, кроме моей, нет больше никакой одежды! Они надевают ее и забирают с собой в будущее!».

Как вы можете охарактеризовать стиль, в котором работаете?

Интересный вопрос, потому что жесткое деление на стили и принадлежность им, возможно, где-то и есть, но оно не для меня. Если же попытаться как-то назвать в целом мое творчество, то мои вещи – это, скорее, спорт-шик с необычным исполнением, потому что их можно надевать не только в повседневной жизни, но и на праздники.

Какой материал вы используете?

Для каждой моей коллекции выбор материала индивидуален. Для конкурса имени Надежды Ламановой, например, моя коллекция была сшита из нестандартного материала. В большей части коллекции при создании использовались рекламные баннеры – это такой плотный клеенчатый полиэстер, тканое полотно с напечатанным на нем принтом. В дополнение к этому баннеру я взяла трикотажный футер, чтобы смягчить вещи внутри и сделать их более приятными и носибельными. Затем каждое изделие было отделано подкладом – тонким или утепленным хлопком.

Хоть это была конкурсная коллекция, я делала вещи, которые можно носить в повседневной жизни. Правда, я не уверена в сроке их службы, так как баннер, ну или полиэстер в виде баннера – все же не материал для долгосрочного использования.

Бывает так, что вы что-то создали, вдруг смотрите – у другого дизайнера похожая вещь?

У меня такого ни разу не было. И это не преувеличение! Я не копирую, мне это просто не интересно. Есть много своих идей, которые ждут своего часа для воплощения!

Тот, кто глубже изучает моду, все тенденции и течения, конечно, сможет найти что-то общее с кем-нибудь из дизайнеров. Это легко объяснимо – острые и злободневные темы, можно сказать, витают в воздухе, и творческие люди, впитав их, пропустив их через себя, как через сосуд, создают что-то похожее. Тенденция, которая сейчас все больше набирает обороты, не в создании идеи, а в ее преподнесении. Именно поэтому все больше и больше становятся востребованы стилисты. И я, будучи изначально дизайнером, стараюсь себя открыть в этой сфере тоже.

В последней коллекции я преподносила кроссовки с той стороны, к которой зрители не привыкли. Но не могу сказать, что эта идея не пришла в мире больше никому в голову. Даже если и пришла, я не зацикливаюсь на вопросе возможного копирования, не боюсь сделать что-то похожее на уже существующее, потому что, повторюсь, все идеи витают в воздухе.

Откуда вы обычно черпаете свои идеи? Что вас вдохновляет?

Меня вдохновляет все! Нет, это не шутка, это правда – меня вдохновляет среда вокруг, как живая в виде людей, вне зависимости от их пола-возраста, так и неживая – в виде предметов, которые меня окружают. В первую очередь меня вдохновляют люди и их отклики, и комплименты моему творчеству. Это самый сильный эмоциональный и вдохновляющий заряд, дающий эмоциональный всплеск!

Если же говорить о каких-то конкретных моих вещах, например, о коллекции, созданной из рекламных баннеров, то вдохновением этому были мои размышления на тему переработки мусора. Довольно острая и злободневная тема! Я тогда только-только вернулась из Европы, где привыкла сортировать мусор: пакеты в одну, бумагу в другую емкость, пищевые отходы отдельно, стекло отдельно. Когда привыкаешь к такой ежедневной рутине, то сброс всего мусора в кучу – это шок и множество мыслей на тему загрязнений окружающей среды и жизни будущих поколений. И надо же такому случиться, что именно в это время мне в руки попадают использованные баннеры и кроссовки по одной штуке из пары. Это очень сильно зацепило меня, и мне захотелось создать что-то нестандартное, как, с одной стороны, результат моих размышлений, а с другой стороны, как невольный крик и привлечение внимания к теме мусора в нашей стране.

Что сами носите в повседневной жизни?

Свои вещи, конечно же! А если говорить серьезно, то да, ношу свои вещи. Естественно, выбор одежды зависит от ситуации: куда я иду, чем я занимаюсь, встреча ли у меня, учеба, время с детьми, когда я «работаю мамой», или это время, когда я занимаюсь спортом. Дома и во время общения с детьми я часто ношу джинсы, шорты, просто потому что это удобно. И в этом случае я часто надеваю свои футболки с принтами или с логотипом. На разные мероприятия я тоже чаще всего надеваю свои вещи, тем самым продвигая свой бренд.

Есть ли любимые западные дизайнеры?

Можно сказать, что я была одним из тех творческих людей, которые прекрасно существуют в своем, созданном ими мире, не выглядывая во внешний мир, и тем более, не заглядывая на «огород соседа» с целью посмотреть, «а какая трава у него там растет». Я шила, рисовала с ориентиром на себя, не создавая себе кумира. И, когда мой авторский стиль уже сформировался, случился курс «Истории моды» в «Лаборатории моды» Вячеслава Зайцева, который я просто впитывала, как губка, но не впадая в страдания по поводу собственного творчества, не сравнивая себя с теми, чьи имена у всех на устах.

Первый дизайнер, который мне очень понравился, был Джереми Скотт, с которым, кстати, СМИ меня сравнили после Mercedes Fashion Week в Москве в этом году, написав «талантливая дизайнер переплюнула Джереми Скотт из Moschino». И удивительно, и смешно! Но тогда и только тогда я узнала о существовании такого дизайнера! Он вдохновляет меня до сих пор, в том числе и своим методом, который я применяю в работе – использовать нестандартные материалы в изготовлении одежды.

Что касается дальнейшего моего знакомства с людьми мира дизайна и моды, то таких людей, чье творчество меня восхищает, вдохновляет, дает идеи, приносит восторг, их – много. Назову, пожалуй, еще одного человека – это гениальный Маккуин. Очень мощный! Со своей уникальной энергетикой. Для меня он даже больше шоумен, чем просто дизайнер! Посмотрите, как он продумывал и организовывал свои шоу – это были целые спектакли!

Есть ли российские модельеры, чье творчество вам интересно?

В предыдущем вопросе я уже упомянула дизайнера, который не просто дизайнер, а шоумен. Шоу, которое дает эмоции зрителям – то, что меня больше всего привлекает и нравится. Поэтому дизайнеры, которые не просто шьют одежду, а делают из производства или показов настоящие шоу, заряжая энергией себя, окружающих, зрителей, покупателей – это и есть те люди, которые меня привлекают. В российской среде это ребята Федор Додонов и Хайк Симонян, которые устраивают невероятные шоу! Они настолько щедрые творческие люди, что своим присутствием, словами, общением, просто нахождением рядом что-то переворачивают внутри и вдохновляют на творчество.

Как вы относитесь к подделкам известных брендов?

Я, конечно, еще не такой известный бренд, как Gucci, Moschino, Dolce&Gabbana. С какого момента, кстати, можно начинать считать себя известным брендом? Но с темой плагиата и истории копирования уже столкнулась лично. Был случай, когда одна дама сделала копии с моего Инстаграма и начала продавать мои вещи в Фейсбуке, даже не удалив подписи на моих фото и не скрыв мое лицо, а я в то время часто была и моделью для своих «продажных» фотографий. Дама рассказывала на своей странице под этими моими-«своими» фотографиями, чем она вдохновлялась, какую краску, материалы использовала и многие другие подробности производства моих вещей. Я, конечно, не удержалась и прокомментировала под одним из фото, что автор – это я, и о цене на вещи, и на все остальные вопросы могу ответить лично, после чего меня заблокировали. Такая вот «честная конкуренция». Мне тогда предлагали развить кампанию в соцсетях против той женщины и аналогичных ей. Но я решила не реагировать. Копируют? Значит, мои модели и вещи интересны и популярны. Я же решила сосредоточиться на качестве. В конце концов, это я сама реализовала идею росписи вещей, которая принесла моим вещам и мне популярность, а не те, кто стал копировать мои вещи.

Поэтому, возвращаясь к вопросу про мое отношение к подделкам известных брендов, отвечаю – я отношусь положительно! Если кого-то копируют, значит, этот бренд что-то значит! Значит, люди хотят иметь «частичку» этого для себя.

Какие трудности подстерегают начинающего дизайнера?

Это хороший вопрос, но я не знаю универсального ответа на него. Разные дизайнеры – это разные люди. Каждый из них приходит в профессию со своим накопленным багажом, с разным уже выстроенным фундаментом в виде семьи, воспитания, жизненного опыта, материального состояния, каких-то связей, как дружеских, так и в мире дизайна. Поэтому я бы не обобщала всех начинающих дизайнеров, говоря об их общих трудностях. В сфере дизайна, в профессии дизайнера сложно закрытым некоммуникабельным людям, не важно, начинающий он или уже состоявшийся. Поэтому если дизайнер – энергичный, коммуникабельный человек, то, скорее всего, никаких сложностей у него не будет! А так трудностей много: конкуренты, критика, зависть...

У меня самой был случай, когда разумная критика вдруг перестала быть разумной и перешла все этические нормы – меня чуть не обвинили в рекламе наркотических средств после использования в одной из коллекций носков и кепок!!! Что можно противопоставить такой критике, кроме недоумения? «Терпи, детка, это шоу-бизнес» (с).

Можно сказать о еще одном качестве, которое будет помогать в профессии – стрессоустойчивость! Чем взрослее и мудрее дизайнер, чем больше отзывов плохих и хороших на его работу, тем более крепким и устойчивым к нападкам он становится, и об него можно «сталь закалять»!

Что еще из трудностей поджидает дизайнера на творческом пути? Как любого творца, у него может пропасть вдохновение, наступить период простоя, невостребованности, и даже потеря уверенности в своем творчестве. Но надо помнить, что такие явления, такие колебания свойственны всем людям, и сразу кричать в расстройстве, выкидывая ткани, краски, швейные машинки: «Я не дизайнер!» все же не стоит! Дождь пройдет, выйдет радуга и мир засияет новыми чистыми красками и подарит новое вдохновение! Можно наблюдать за собой в периоды вдохновения: что его дарит, где тот источник энергии, на котором я творю? И в период простоя или нижней части синусоиды, по которой движется настроение и жизнь, можно обращаться к этим источникам, подпитывая себя и вдохновляя на новое творчество.