«Я ВЫБРАЛ ДЛЯ СЕБЯ СВОЮ РЕЛИГИЮ, РЕЛИГИЮ КРАСОТЫ, И ЕЙ СЛУЖУ»

Первый художник российской моды, ее основатель и ее гордость Вячеслав Зайцев о моде, о жизни, о своем призвании.

Вячеслав, прежде чем мы начнем наше интервью, назовите, пожалуйста, ваш основной жизненный принцип, ваше кредо.

Как сказал философ Хорхе Анхель Ливрага: «Человека делают старым не морщины, а отсутствие мечты и надежды». Я всегда живу мечтой, много работаю ради нее − меня этому научила мама. Несмотря на то, что я вообще мало ее видел (она была уборщицей, прачкой, она работала с шести утра до часа ночи), она заряжала меня своим примером: мама всегда любила жизнь, умела радоваться ей во всех обстоятельствах, она приучила меня жить наполненно и максимально, при всем тогдашнем бытовом минимуме.

Вячеслав Зайцев о моде, о жизни, о своем призвании

Вы − человек с мировым именем. Какими своими победами, заслугами, достижениями вы гордитесь больше всего?

Своим служением российской моде более 35 лет. Это моя главная гордость.

Где ваша деятельность нашла большее признание?

Смею надеяться, что в России, хотя мои коллекции объездили практически весь земной шар.

Вы родились в небогатой семье, ваше детство прошло в военное время, откуда же появилась любовь к моде?

Любовь именно к моде родилась не в детстве, а гораздо позже, когда я уже был студентом Московского текстильного института. Именно в Москве я сформировался как специалист − художник-модельер. Здесь прошли и моя юность, и зрелость, и постепенно приходит мудрость. Я благодарен судьбе, которая привела меня в Москву − центр культуры и искусства, научно-технического прогресса. Все,  чем я располагаю сегодня, чему я научился, все мои знания − интеллектуальные и профессиональные − все это благоприобретенное в этом замечательном городе.

Несмотря на то, что меня визуально привлекает архитектура Москвы, она никогда не была источником моего вдохновения. А вот музеи, их сокровища − они стимулировали меня к активной творческой деятельности. Содержание этих музеев (коллекции народных и национальных костюмов, многоцветие и многообразие отделки, вышивки, инкрустаций, аппликаций, крой, пропорции, детали и аксессуары) – это неиссякаемый родник вдохновения и проявления самобытности в моем творчестве.

Как формировался ваш стиль? Как вы одевались в детстве и юности? Отличались ли вы от своих сверстников?

В детстве я мало чем отличался от своих сверстников. После окончания войны все одевались скудно, а школьная форма полувоенного покроя шилась из плохого серого сукна.

Расскажите о самых приятных воспоминаниях детства?

В канун Нового года мама готовила тесто: первый шматок отрезала от опары и бросала на горячую сковородку с маслом. Оладушек, подрумяненный, пахнущий свежеиспеченным хлебом, осторожно, по кусочкам проглатывался. Это был праздник. Это было счастье. Мы, как и многие люди в СССР, жили бедно, время было военное и послевоенное, подарков особых не было, но вот эта лепешка была моим подарком, она ассоциировалась с Новым годом. Поэтому, когда меня спрашивают, что подарить, я без промедления отвечаю − что-нибудь домашнее, печеное, будь то плюшка с маком, пирожки с капустой, кулебяка с мясом. Не важно, что дарить, важно, чтобы подарок был домашним, родным…

Что повлияло на ваш выбор профессиональной деятельности? Были ли вы всегда уверены в своем выборе?

 О своем предназначении в области дизайна одежды я никогда и не задумывался.  Меня интересовал театр, балет на льду, я пел в разных хорах (у меня был отличный голос). Но поступить я мог только в химико-технологический техникум, потому что мой отец во время войны был в плену, бежал, дошел до Берлина, а когда он вернулся домой, его взяли и посадили в лагерь. Так что я был сыном «изменника Родины», и меня взяли на художника по тканям, хотя рисовать я тогда не умел.   

Но вот уже как на начинающего художника-модельера на меня оказали влияние очень важные встречи. Весной 1965 года в Москву приехали французские гости − более ста тридцати представителей французского высшего света. Среди них были Марк Боан - креативный директор Дома Christian Dior вместе со своим коллегой Филиппом Гибуржем, Пьер Карден и Ги Ларош - самые яркие представители парижской моды haute couture. Мне сообщили, что господа Карден и Боан хотят увидеться со мной. Руководство Дома моделей и парторганизация запретили мне появляться на этой встрече. Но для меня вопрос «идти или не идти» даже не стоял, я просто подумал, что такого случая лично познакомиться с «небожителями» больше никогда не представится. Сначала мы встретились в фойе гостиницы «Киевская», а затем в ресторане «София», куда я принес свои графические эскизы. Я был в состоянии эйфории, было невозможно поверить, что я сижу за одним столиком с Пьером Карденом и Марком Боаном и они смотрят мои работы! Во время просмотра эскизов подошел Филипп Гибурж и Ги Ларош. Этот момент успели запечатлеть фотографы, и вскоре мне пришла из Нью-Йорка газета Women’s Wear Daily со статьей под заголовком «Встреча королей моды» и с этим снимком.

Что для вас мода? Какие нерушимые принципы и правила вы бы утвердили?

Мода - это гармония. Я считаю, что человек должен жить в гармонии с самим собой и с окружающей природой. Но мода сиюминутна. Она рождается и умирает. А стиль остается. Вот его-то и необходимо придерживаться всегда. От моды можно брать цветовые решения, какие-то детали. Например, если вы носите классическую белую блузу, можно добавить к ней красный жилет. То есть вы сохраняете свой стиль, но привносите в него модные веяния. У человека должен быть свой стиль − у кого-то он романтический, у кого-то спортивный или классический. Существуют разные стилистические направления, и вносить изменения в них можно с помощью цвета, фактуры и за счет дополнений. В этом и заключается следование моде. И поскольку мода, как и гармония, предмет изменчивый, то я бы никакой нерушимости не создавал.

Профессия дизайнера одежды − это призвание?

Да, это призвание.  Я - художник. И новое название, так заезженное сегодня - дизайнер - у меня вызывает некоторое чувство раздражения. У нас что ни художник, то дизайнер, или что ни модельер, то креатор. Многие современные популярные звезды запускают линейки своих нарядов, но это все вторично или негармонично. Мало быть просто звездой. Мало умения просто шить.  И мне кажется, что мы нивелировали значение художника, мастера живописи, графики, прикладного искусства, подменив его таким «модным» словом – дизайнер.

В моем представлении дизайнер − это человек, занимающийся созданием среды обитания для человека и всем тем, что связано с этой средой. Эта профессия требует от специалиста глубочайших знаний в истории архитектуры, декоративно-прикладного искусства, истории живописи и скульптуры, высокопрофессиональных знаний, технологий изготовления тканей для одежды и интерьеров и многое, многое другое, чтобы быть всегда на пьедестале времени, чувствовать себя арбитром.

Где вы черпаете вдохновение для образов? Как за столько лет работы в индустрии моды ваша творческая фантазия не иссякла?

Сны для меня − неисчерпаемый источник вдохновения. Во сне ко мне приходят удивительные вещи, я ложусь спать, и моментально возникают видения, приходят яркие идеи, совершенно новые концепции, и коллекции рождаются в голове. Встаю ночью и записываю их, чтобы не забыть к утру.

Самый любимый этап в создании одежды?

Этап примерки.

Назовите тройку лучших дизайнеров современности?

Валентино, Ив Сен Лоран, Диор.

А что вы носите в повседневной жизни?

Белую сорочку, черные брюки, тонкий жилет черного цвета и сюртуки разного цвета.

В 1984 году вам, как первому советскому кутюрье, было доверено создать форму для советской сборной для Олимпиады 1980 года. Скажите, если бы вам предложили одеть российских спортсменов на Олимпиаду в Пхенчхане, что бы вы для них создали?

Я не задумываюсь, что было бы, если… Я реалист, живу сегодняшним днем.

Что ваш Дом моды предлагает в весенне-летнем сезоне?

Для молодой аудитории наряды в стиле casual; для тех, кто любит элегантность − пальто и платья в стиле Диор.

Назовите каноны женской красоты? Идеальная женщина – это …

Это женщина возраста элегантности, женщина эмансипированная, умеющая любить и быть любимой, с добрым, светлым характером, не боящаяся рисковать, не лишенная чувства юмора, смело идущая на риск. Внешность можно нарисовать любую, важно, чтобы была хорошая основа − рост, стройная фигура, правильные черты лица.

Как часто вы слышите критику в сторону вашего творчества? Как на нее реагируете?

Спокойно. Продолжаю работать дальше. Как говорится в пословице, «Собака лает, караван идет».

Опишите Вячеслава Зайцева такого, какого его никто не знает. Какой вы вне работы, дома?

Очень люблю хулиганить, ценю добродушную провокацию. Мне всегда интересно смотреть на реакцию публики, но, к сожалению, не все понимают иронию.

Талантливый человек талантлив во всем. Вы создаете одежду, так обожаемую многими, пишете картины,  а какие таланты у вас еще есть?

Кроме живописи я занимаюсь фотоживописью − наношу узоры, создаваемые в графическом редакторе, на ткань. В прошлом октябре в рамках Недели Российской Моды Мерседес Бенц я представил наряды в стиле casual, созданные из этих тканей.

Вы мужчина, который добился мирового признания. Реализовали ли вы себя в полной мере?

Думаю, что да. Хотя есть столько вещей, которым хочется научиться – скульптуре, например…

Какие люди вызывают у вас восхищение?

Талантливые, полные гармонии, дарящие себя другим людям. Мне посчастливилось повстречать подобных людей на своем жизненном пути − Любовь Орлова, Людмила Касаткина, Дмитрий Хворостовский, Людмила Гурченко, Валентина Терешкова…

В этом месяце вы празднуете свой юбилей, 80 лет. Что пожелаете и подарите самому себе?

Я пожелаю себе здоровья. А подарком для меня, моих поклонников и друзей будет праздничный концерт в театре песни Надежды Бабкиной.

Можете ли вы описать лучший, на ваш взгляд, образ молодой современной девушки на торжественное мероприятие?

Самый простой нарядный комплект − белая блуза с юбкой или брюками, дополненная аксессуарами.