Анастасия Матвеева: «Думаю, еще в утробе матери я впитала любовь к сцене, публичности и, в том числе, к говорению»

Говорить красиво и коротко, быстро формулируя свои мысли в слова и предложения – это настоящее искусство. О том, что собой представляет словесная импровизация, о методах и приемах этой практики и не только наша редакция поговорила с коучем по риторике и оратором Анастасией Матвеевой. Кроме того, Анастасия рассказала, что подтолкнуло ее к публичным выступлениям и в каких направлениях она собирается развиваться в дальнейшем.

Анастасия, вы занимаетесь ораторским мастерством. Что подтолкнуло вас к этому?

 

Моя мама, которая всегда была для меня образцом публичных выступлений. Она – логопед-дефектолог, но выступать перед аудиторией ей тоже всегда нравилось: петь, танцевать, обучать и просто говорить, много и с юмором. Думаю, еще в утробе матери я впитала любовь к сцене, публичности и, в том числе, к говорению. Так получилось, что с раннего детства участвовала в постановках, играла какие-то роли, с радостью вступала в коммуникацию и знакомилась с новыми людьми. Мне всегда это было очень интересно. Вот так через всю мою жизнь нитью протянут процесс коммуникации: я где-то что-то ставила, говорила, участвовала, ходила в театральный кружок. Поэтому все, в принципе, извне и внутренне было настроено на ораторское мастерство.

 

Неотъемлемой частью ораторского мастерства является словесная импровизация. Расскажите подробнее, что это такое?

 

Многие думают, что словесная импровизация – это спонтанное говорение, которое не требует подготовки и вообще никаких усилий. На самом деле это не так. Здесь можно провести четкую параллель со строительством дома. Если у вас будут стены, окна, крыша, лестницы, но не будет залит фундамент и поставлены сваи – ваш дом рухнет. Везде требуется фундаментальная качественная подготовка. И только когда есть хорошая база: словарный запас, оперативное извлечение нужных слов из библиотеки памяти, гармоничное построение фраз, структурное изложение мыслей, красочность, образность и вариативность речи, только тогда человек овладевает словесной импровизацией. То есть, это полноценное искусство – умение спонтанно говорить на любые темы, в любых компаниях. Любая импровизация под собой скрывает очень долгую и качественную подготовку. Чем короче импровизация, тем больше времени требуется на ее проработку. Так, допустим, часовую импровизацию я могу разложить очень быстро, мне  потребуется от 5 до 20 минут на подготовку. А вот для более коротких импровизаций в 1,5-3 минуты или 10 минут мне нужно будет готовиться  около часа, а порой и больше, чтобы уложиться в тайминг и при этом не потерять ту силу, которую несет наше слово. Подобрать максимально точные, яркие, вкусные и вместе с тем понятные формулировки и фразы.

Для чего нужна словесная импровизация?

 

Словесная импровизация – тот ключ, который поможет человеку открыть все двери, свернуть горы и достичь желаемых результатов. Или, как минимум, просто быть услышанным и понятым для окружающих. Ведь, согласитесь, важно, чтобы была качественная коммуникация, не в стиле «испорченного телефона», как это часто бывает. Словесная импровизация очень помогает эффективно и точно донести свою мысль до собеседника, говорить, буквально, «на языке другого человека». И это происходит именно потому, что мы подбираем такие слова, образы, истории, метафоры, которые помогают нам быть услышанными. Если хотите, то мастерство словесной импровизации дает возможность достучаться до сердец и умов собеседника, расположить его к себе, влюбить в вашу идею. На мой взгляд, словесная импровизация может даже помочь спасти отношения, продвинуться по карьерной лестнице или добиться успехов в бизнесе. Настоящие искусные руководители умеют доносить свои мысли, мотивировать сотрудников так, что они загораются идеей, и мотивация становится не внешней, а внутренней, как огонек, который горит и помогает человеку работать и достигать желаемых результатов. Словесная импровизация – один из самых важных навыков: прежде всего, познания и управления возможностями своей речи. Это достаточно сложный механизм. И если вы научитесь им управлять, как Шумахер своим болидом, сможете достичь многого во всех сферах жизни и получать истинное удовольствие от себя, своей речи и коммуникации. Речь, как музыкальный инструмент, которым человек овладевает в совершенстве, а потом может выступать на международных площадках и играть любые мелодии с закрытыми глазами и даже создавать что-то новое. Поэтому, всем и всегда я советую начинать со знакомства со своим чудесным речевым инструментом, а уж потом переходить к словесной импровизации.

 

Какие приемы вы используете во время словесной импровизации?

 

Во-первых, это эмпатия. Как бы странно ни звучало, но импровизация всегда направлена на какого-то конкретного человека или группу людей. В противном случае импровизация будет неуспешна, непонятна и бесполезна для тех, кто ее слушает. Когда мы начинаем говорить образами и языком тех людей, с которыми мы беседуем, используем те слова, которые используют они, тогда импровизация действительно будет попадать в самое сердце. Кроме этого, нужны, естественно, логичность, структурность и красочность, которые вовлекают человека в процесс, делают его полноценным участником импровизации, а не просто слушателем.

Многие люди искусства решили плотно связать свою жизнь с творчеством, вдохновившись чьим-то примером. Скажите, у вас есть такой человек, которого вы можете назвать своим кумиром и своеобразным проводником?

 

Честно признаюсь, у меня никогда не было кумиров, никогда никем не восхищалась до умопомрачения. Есть люди, которыми я вдохновляюсь на определенных этапах жизни, но одного конкретного кумира у меня никогда не было, нет и, наверное, никогда не будет. Я меняюсь, меняется все вокруг, и если будет один кумир, то есть риск где-то застрять, а жизнь тем временем будет идти своим чередом, она динамична и  многогранна.

 

В текущий момент времени человек, который меня вдохновляет, и которого я ставлю в пример своим ученикам - наш современник – Ваня Ургант. Он классно владеет словесной импровизацией, умело выходит из каких-то ситуаций и, в своей программе, показывает каждый раз, что словесная импровизация – это действительно очень крутой инструмент.

 

Любое искусство – это в первую очередь тяжелый труд. Что заряжает вас энергией и помогает двигаться дальше?

 

Новые встречи, новые проекты, какие-то увлечения, которыми я постоянно поддерживаю свой уровень энергии: танец, рисование. Самое главное – это окружающие меня люди, мастер-классы, в которых участвую, современный театр. Недавно была на потрясающем выступлении, где как раз слово и танец переплелись воедино, и у меня возникла очень интересная концепция, которую я хотела бы реализовать в ближайшее время на сцене. И, конечно, мне очень помогает поддержка моих близких. Они дают мне отдохнуть и набраться сил, чтобы двигаться дальше.

 

В каком направлении вы планируете развиваться в дальнейшем? На чем хотите сосредоточиться в большей степени?

 

Есть два направления, в которых я планирую развиваться в ближайшей перспективе. Первое – та самая словесная импровизация и свобода изложения мыслей, потому что на время отойдя от нее, поняла, что людям это очень нужно. Буду по-прежнему помогать экспертам и руководителям. Учиться владеть своим словом и собой, в том числе, ведь умение проявлять себя через речь – это точное чувствование и понимание себя.

 

А второе направление абсолютно новое – коллаборация танцевальной и словесной импровизации. Здесь я хочу показать людям, как прекрасна синергия движения и слова, что можно быть свободным и словом, и телом. В этом проекте планирую участие музыкантов, танцоров и поэтов на одной сцене. Надеюсь, что это поможет людям становиться свободными и счастливыми.